Учебно-методический комплекс по дисциплине «материаловедение» (название)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

УТВЕРЖДАЮ:


Проректор по учебно-методической работе - директор РОАТ

В.И. Апатцев
«____» ___________20 г.



Кафедра «Сопротивление материалов и строительная механика»___________

(название кафедры)


Автор доктор технических наук, профессор Людаговский А.В.____________

(ф.и.о.)


^ Учебно-методический комплекс по дисциплине
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

(название)


специальностей:

190301 «Локомотивы» (ЗЛТ)

190302 «Вагоны» (ЗВГ)

^ 190303 «Электрический транспорт железных дорог» (ЗТЭ)

190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и

оборудование» (ЗДМ)



Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии РОАТ


Протокол № 4

«01» июля 2011 г


Председатель УМК А.В. Горелик


Утверждено на заседании кафедры


Протокол №6

«21» июня 2011 г.


Зав. кафедрой Л.Ю. Кузьмин
^ Москва 2011 г.
Автор: Людаговский А.В., д.т.н., профессор


Рабочая программа для студентов составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования, в соответствии государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальностям:

^ 190301 «Локомотивы» (ЗЛТ)

190302 «Вагоны» (ЗВГ)

190303 «Электрический транспорт железных дорог» (ЗТЭ)

190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и

оборудование» (ЗДМ).


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)



СОГЛАСОВАНО:

Выпускающая кафедра:

«Сопротивление материалов и строительная механика»


Зав.кафедрой Л.Ю. Кузьмин


«____» __________________20 г.


УТВЕРЖДАЮ:


Проректор по учебно-методической работе - директор РОАТ


В.И. Апатцев.


«____» __________________20 г.


























Кафедра «Сопротивление материалов и строительная механика»___________

(название кафедры)


Автор доктор технических наук, профессор Людаговский А.В.____________

(ф.и.о.)
^ Учебно-методический комплекс по дисциплине
«МАТЕРИАЛОВЕДЕИНЕ»

(название)


специальностей:

190301 «Локомотивы» (ЗЛТ)

190302 «Вагоны» (ЗВГ)

^ 190303 «Электрический транспорт железных дорог» (ЗТЭ)

190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и

оборудование» (ЗДМ)


Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии РОАТ


Протокол № 4

«01» июля 2011 г


Председатель УМК А.В. Горелик


Утверждено на заседании кафедры


Протокол №6

«21» июня 2011 г.


Зав. кафедрой Л.Ю. Кузьмин



Москва 2011 г.

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1. Цель и задачи дисциплины


Цель изучения дисциплины — получить необходимые зна­ния для усвоения связей между составом, строением и свой­ствами материалов в зависимости от их обработки.

^ Задача изучения дисциплины — научиться правильно, вы­бирать и использовать материалы для изготовления, эксплуатации и ремонта деталей механизмов, машин и конструкций, применяемых на железнодорожном транспорте.

Дисциплина основана на знаниях в области химии, физики, механики.

Студент должен знать и уметь использовать различные ма­териалы с целью снижения массы и габаритов машин, повы­шения их эксплуатационной надежности и долговечности, ре­монтопригодности и экономической эффективности.

Эти знания служат основой при курсовом и дипломном про­ектировании, при изучении специальных дисциплин, а также в будущей деятельности инженера. Студент должен иметь представление о перспективах разви­тия материаловедения, о современных методах обработки и упрочнения деталей машин и конструкций.


^ 2. СОСТОЯНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Вид учебной работы

Количество часов

ЗВГ

ЗЛТ

ЗТЭ

ЗДМ

№№ семестров

5,6

5,6

5,6

5,6

Аудиторные занятия:

8

8

8

8

Лекции

4

4

4

4

Практические и семинарские занятия

-

-

-

-

Лабораторные работы (лабораторный практикум) и т.д.

4

4

4

4

Индивидуальные занятия

-

-

-

-

Самостоятельная работа

62

62

62

62

^ ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

70

70

70

70

Текущий контроль

(вид текущего контроля и количество, №№ семестров)

контрольная работа

контрольная работа

контрольная работа

контрольная работа

Курсовая работа (курсовой проект) (№ семестра)

-

-

-

-

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

зачет (5)
диф зачет (6)



зачет (5)
диф зачет (6)



зачет (5)
диф зачет (6)



зачет (5)
диф зачет (6)





^ 3. Содержание дисциплины

3.1. Введение.

3.2. Металлические материалы. Получение и классификация.

3.3. Кристаллическое строение и свойства металлов.

3.4. Основы теории сплавов. Твердые растворы, механичес­кие смеси, химические соединения.

3.5. Диаграммы состояний двойных систем. Закон Курнакова.

3.6. Диаграмма состояний железо-цементит. Классифика­ция и маркировка сталей и чугунов.

3.7. Основы термической обработки. Превращения в струк­туре; свойства

сплавов.

3.8. Легированные стали.

3.9. Цветные металлы и сплавы. Медь, алюминий, титан и сплавы на

их основе.

3.10. Композиционные, порошковые материалы. Твердые сплавы.

3.11. Неметаллические материалы. Получение и классифи­кация.

3.12. Полимерные материалы. Пластические массы, резины,

3.13. Керамические материалы.


Методические указания к изучению дисциплины

«Материаловедение»


При изучении этого раздела необходимо четко представлять, что свойства металлов определяются их структурой (впервые это отметил Д.К. Чернов). Из большого разнообразия материалов необходимо выделить металлы как особый класс материалов - кристаллические тела. Уяснить принципиальную разницу между кристаллическими и аморфными телами. Понять суть кристаллического строения металлов и формы кристаллических решеток. Уяснить основные свойства тел, имеющих кристаллическое строение: анизотропия, аллотропическое превращение и их практическое значение.

Рассматривая кристаллическое строение металлов, необходимо обратить внимание на несовершенство строений кристаллических решеток, вызванное неправильным расположением атомов в пространстве в отдельных частях реальных кристаллов. Различные несовершенства строения решетки: дислокации, вакансии, включения чужеродных атомов примесей (точечные нарушения), а также их перемещения, скопления – в значительной мере определяют уровень прочности металла. Это влияние не однозначно, а именно: при некоторой концентрации несовершенств прочность минимальна. Уменьшая количество несовершенств, можно добиться приближения к идеальному строению кристалла и соответственно к теоретической максимальной прочности. Путем тонкой очитки металла от примесей способами химического разложения, электрошлакового переплава, зонной плавки, вакуумирования, путем сокращения числа дислокаций и вакансий удалось добиться прочности кристаллов железа до σв=1500 МПа. Повышения прочности можно добиться и увеличением количества несовершенств, применяя наклеп, закалку, легирование.

Знание физической сущности механических свойств материалов и сплавов и их числовых значений, а также методов их определения исключительно важно для инженера. Студентам следует понять явление усталости металлов, поскольку оно является одной из основных причин выхода из строя осей, рельсов, пружин, рам тележек и др.

Рассматривая процесс кристаллизации металлов, необходимо разобраться в физическом смысле температурных остановок (горизонтальных площадок на кривых нагрева и охлаждения) и дать определение физической сущности этих процессов. Рассмотреть вопросы фазовых превращений, процесса кристаллизации (образования центров кристаллизации). Разобраться в причинах образования дендритной структуры, как следствия неравномерного роста кристаллов в разных направлениях, зависящих от условий охлаждения (отвода тепла).

Одним из главных этапов в понимании процесса образования сплавов, является уяснение физической сущности взаимодействия компонентов в твердом состоянии, что определяет структуру и свойства сплава. Необходимо четко представлять: твердый раствор одного компонента в другом, что определяет свойства такого взаимодействия; химическое соединение; механическую смесь.

Зная механические свойства отдельных фаз и структурных составляющих сплава, например, большую пластичность чистых металлов и повышенную хрупкость механических смесей и, особенно, химических соединений, можно предопределить поведение сплава в том или ином состоянии. Нужно уметь анализировать диаграмму состояний, пользуясь правилом фаз и правилом отрезков. При этом необходимо уметь определять процентное соотношение фаз и структурных составляющих для данного состояния сплава (температура, химический состав). Важно ответить на вопрос о разнице между эвтектическим и эвтектоидным превращениями.

Следует также четко определить условия образования неоднородности химического состава сплава (ликвации) в пределах слитка и одного кристаллита, уяснить практическое значение этого явления.

Изучение диаграммы состояний железо-цементит (железо-углерод) дает возможность разобраться в составе, строении и условиях образования различных фаз и структурных составляющих, в различии строения стали и чугуна. Необходимо четко представлять влияние углерода и постоянных примесей Si и Mn на свойства сталей, в чем состоит вредное влияние S и P (явление ликвации), определяющих явления красноломкости и хладноломкости. В связи с этим понять классификацию сталей по качеству в зависимости от содержания вредных примесей. Знать маркировку сталей и чугунов в соответствии с ГОСТами.

Изучая маркировку сталей, необходимо помнить, что в зависимости от способа раскисления может быть получена сталь различного качества. Она соответственно обозначается: сп – спокойная, пс – полуспокойная, кп – кипящая.

Химический состав и механические свойства сталей определяют по ГОСТам, например, для углеродистых сталей обыкновенного качества – по ГОСТ 380-88, для качественных углеродистых сталей – по ГОСТ 1050-88, для углеродистых инструментальных сталей – по ГОСТ 1435-86, для легированных сталей – по ГОСТ 19281-89, 14959-73, 4543-71 и др.

В ответах на вопросы, касающиеся марок сплавов, необходимо, на основании ГОСТов, указать принципы их классификации и привести необходимые примеры.

При изучении процесса графитизации важно уяснить, каково влияние формы графита на механические и эксплуатационные свойства чугуна, каково влияние Si, Mn, S, P и модифицирующих элементов на процесс графитизации и форму графита.

Серые чугуны по ГОСТ 1412-85 маркируются так: СЧ 25, где СЧ – серый чугун, 25 – предел прочности σв при растяжении (250 МПа). Известно, что 4σв=2σизг=σсж т.е. чугун работает лучше при сжатии. Ковкие чугуны (ГОСТ 1215-86) маркируются иначе: КЧ 45-7, где КЧ – ковкий чугун, 45 – предел прочности при растяжении σв (450 МПа), 7 – относительное удлинение δ, в процентах. Высокопрочные чугуны (ГОСТ 7293-85) ВЧ 80, где 80 – σв (800 МПа).

Необходимо уяснить влияние углерода и легирующих элементов на изменение прочностных, деформационных и физических свойств сталей. Обратить внимание, что изменение механических характеристик можно достигать не только изменяя процентное содержание углерода и других примесей, но и с помощью холодной пластической деформации. Необходимо понять связь между скоростью нагружения, температурой, пластической деформацией, механическими характеристиками и характером разрушения. Рассмотреть влияние рекристаллизационных процессов.

Термическая обработка – один из главных способов влияния на строение, а, следовательно, и на свойства сплавов. Вопросы термической обработки стали и чугуна можно понять, лишь зная структурные превращения, происходящие при нагреве и охлаждении железоуглеродистых сплавов с различным содержанием углерода.

Необходимо знать, какие превращения претерпевают феррит, перлит и ледебурит при нагреве и какое влияние оказывает скорость охлаждения на превращение аустенита. Вопросы охлаждения аустенита лучше разобрать, используя диаграмму изотермического распада аустенита и на ее основе уяснить, при какой скорости охлаждения образуются перлит, сорбит, тростит и мартенсит, что называется критической скоростью закалки, в чем различие между мартенситом и приведенными выше структурами.

Следует иметь в виду, что чем ниже содержание углерода в стали, тем больше критическая скорость закалки, вследствие чего низкоуглеродистые стали (менее 0,3 % С) в практических условиях не принимают закалку на мартенсит.

Нужно усвоить, что при образовании мартенсита кристаллическая решетка перестраивается из гранецентрированной в объемно-центрированную, но вследствие того, что углерод не успевает выделиться, а остается в пересыщенном твердом растворе в объемно-центрированной решетке, она искажается и приобретает тетрагональность.

Процесс образования мартенсита бездиффузионный, поскольку низкая температура процесса препятствует диффузии углерода из ферритных зерен. Образование мартенсита происходит между температурами начала Мн и конца Мк мартенситного превращения тем полнее, чем ниже температура в этом интервале. Интервал мартенситного превращения при увеличении содержания углерода смещается в область более низких температур. Часть аустенита, находясь между образовавшимися пластинами мартенсита в состоянии всестороннего сжатия, не превращается в мартенсит. Этот остаточный аустенит снижает твердость стали. Поэтому для уменьшения количества остаточного аустенита некоторые стали необходимо охлаждать до отрицательных температур. Такая обработка называется обработкой холодом. Иногда ее проводят дополнительно, сразу после закалки. Необходимо разобраться в структурных превращениях, происходящих при отпуске стали, а также проследить за изменением свойств закаленной стали в результате низкого, среднего и высокого отпуска. Важно понять, почему уменьшается искаженность (тетрагональность) мартенсита, какие условия необходимы для перехода остаточного аустенита в мартенсит и для его распада на феррито-цементитную смесь.

Под улучшением стали понимают закалку на мартенсит с последующим высоким отпуском. Следует усвоить, какие стали подвергают улучшению.

При рассмотрении вопросов термической обработки чугуна нужно изучить процесс графитизирующего отжига, который применяется для получения ковкого чугуна. Необходимо ознакомиться с превращениями в структуре и изменениями свойств при термической обработке деталей из углеродистых и легированных сталей.

Поверхностная прочность деталей может быть повышена непосредственно термической обработкой, химико-термической обработкой и методами пластической деформации поверхности. Важно уяснить, какие стали относятся к улучшаемым, а какие – к цементируемым, а следовательно, какому способу упрочнения можно подвергнуть деталь, изготовленную из той или иной марки стали.

При изучении различных способов поверхностной закалки особое внимание нужно уделить высокочастотной закалке. Изучение различных видов химико-термической обработки надлежит начать с цементации в твердой, газовой и жидкой средах (карбюризаторах). После этого легче понять и другие процессы, так как принцип всех видов химико-термической обработки один и тот же: получение насыщающего вещества в атомарной форме, захват этих атомов поверхностью металла и диффузия их внутрь металла. Необходимо уяснить назначение отдельных процессов и свойства, усталостную прочность, коррозие-устойчивость.

Рассматривая влияние легирующих элементов на структуру и свойства сталей, необходимо изучить особенности вновь появляющихся фаз: легированного феррита, легированного аустенита и специальных карбидов. Нужно иметь в виду, что принципы термической обработки для легированных сталей остаются неизменными, однако положение критических точек меняется, и соответственно меняются структуры стали в равновесном состоянии, критическая скорость закалки, глубина прокаливаемости. Изменяются необходимые температуры нагрева для различных видов термической обработки. Надо помнить, что различные легирующие элементы и разная степень легирования придают сталям различную структуру и свойства.

Необходимо ознакомиться с литыми и порошковыми твердыми сплавами, как для наплавки изнашивающихся деталей машин, так и для режущего инструмента. Особое внимание нужно обратить на красностойкость и твердость этих сплавов.

Изучить материалы, применяемые в электротехнике: медь, алюминий, пластмассы, резину. Обратить внимание, что в электротехнике применяются «чистые» металлы (без примесей) медь, алюминий. Чем меньше в них примесей, тем лучше их электрические свойства. По ГОСТ 859-78 медь маркируется М00, М0, М1, М2, М3 в зависимости от содержания вредных примесей. Уяснить, что для изменения физико-механических характеристик в медь добавляются легирующие элементы. Если основным легирующим элементом является цинк, то сплавы называют латунями (ГОСТ 15527-89 и 17711-80). Маркировка ЛЦ30АЗЖ5, где Л – латунь, Ц – цинк (30 %), А – алюминий (3 %), Ж – железо (5 %), остальное медь.

Вторым основным сплавом на основе меди являются бронзы (ГОСТ 5017-87 и 613-79). Это сплавы на основе меди, где цинк не является основным легирующим элементом. Маркировка БрОБЦБС3, где Бр – бронза, О, Ц, С – олово, цинк, свинец, а цифры – их процентное содержание, остальное медь.

Чистый алюминий маркируется А0, А1, А2, А5 (цифра показывает процентное содержание примесей). В зависимости от содержания легирующих элементов и состояния алюминиевые сплавы подразделяются: деформируемые (ГОСТ 4784-74) – АМц (с марганцем), АМг2 (марганец, магний 2%), Д16 (марганец, магний, медь); высокопрочные В95 (то же и хром, цинк), ковочные АК6 (то же и кремний); литейные (ГОСТ 2685-75) – АЛ2 – силумины, АЛ19 (с медью, титаном) и др.

Дополнительная маркировка алюминиевых сплавов. ТН – закаленный, естественно состаренный и нагартованный; ТIН – закаленный, нагартованный и искусственно состаренный; ТПП – закаленный и естественно состаренный, повышенной прочности; ГК – горячекатаный (листы, плиты); А – нормальная плакировка; У – утолщенная плакировка (8 % на сторону).

Особое внимание необходимо обратить на теорию старения деформируемых алюминиевых сплавов, изучив превращения в структуре и изменения свойств при термической обработке – закалке и последующем искусственном старении. Среди неметаллических материалов очень важны синтетические полимерные материалы. К ним относятся различные пластмассы, пленки, волокна, резины, клеи и лакокрасочные материалы. При изучении их структуры необходимо обратить внимание на форму элементарных звеньев и расположение химических связей и звеньев молекул.

Важно четко представлять, что полимер – химическое вещество специфического строения, а полимерный материал – технический продукт, изготовленный из полимера или на его основе.

Важно уметь оценивать эксплуатационные свойства пластмасс, так как в ряде случаев они с успехом заменяют другие, в том числе металлические материалы, а часто являются и незаменимыми. Стекловолокнистый анизотропный материал (СВАМ), например, превышает по удельной прочности сталь, титан и дюралюминий; политетрафторэтилен (фторопласт, или тефлон) обладает высокими диэлектрическими свойствами, а ретинакс – высокими фрикционными свойствами и т.д.

^ 4. Перечень тем лекционных занятий

4.1. Свойства металлов и сплавов;

4.2. Кристаллическое строение металлов;

4.3. Кристаллизация сплавов и диаграммы состояний;

4.4. Диаграмма железо-цементит.(Fe - Fe 3C);

4.5. Термическая и химико-термическая обработка;

4.6. Классификация и маркировка сталей и чугунов;

4.7. Цветные металлы и композиты.

^ 5. Перечень лабораторных занятий


№ п/п

Наименование темы


1

Изучение основных видов разрушения и повреждения деталей машин в процессе эксплуатации. Способы их предупреждения.

2

Исследование превращений в сплавах методом термического анализа (построение диаграммы состояний).

3

Влияние режимов термической обработки на структуру и свойства стали

4

Исследование микроструктуры чугунов и цветных ме­таллов и сплавов

5

Исследование влияния состава пластмасс на их физи­ко - механические свойства. Изготовление деталей из пластмасс горячим прессованием. Определение их твердости

6

Повышение конструкционной прочности стали (с ин­дивидуальным заданием по конкретной детали подвижного
состава)


^ 6. Перечень тем самостоятельных занятий

6.1. Основы строения и свойства материалов. Дислокации и дефекты кристаллической решетки.

6.2. Механические свойства материалов и их определение.

6.3. Теория сплавов. Виды взаимодействия компонентов, их характеристика.

6.4. Сплавы на основе железа. Классификация сталей и чу­гунов по структуре и свойствам.

6.5. Диаграмма состояний железо-цементит. Применение углеродистых сталей на железнодорож­ном транспорте

6.6. Превращения в стали при нагреве и охлаждении. Диаграмма изотермического превращения аустенита.

6.7. Легированные стали, их классификация, маркировка. Применение легированных сталей на железнодорожном транспорте (10 ч).

6.8. Цветные металлы и сплавы. Медь, алюминий и титан; сплавы на их основе, их характеристика и применение на железнодорожном транспорте

6.9. Неметаллические материалы. Полимеры и пластмассы. Резина. Применение пластмасс на железнодорожном транспорте.

6.10. Композиционные материалы, их свойства и область применения.


Основная литература

Материаловедение и технология конструкционных материалов для железнодорожной техники / Н.Н. Воронин и др. – М.: Маршрут, 2004. – 456 с.

Зарембо Е.Г. Материаловедение и технология конструкционных материалов. – М.: РГОТУПС, 2005. – 2005. – 200 с.


Дополнительная литература

1. Ф е т и с о в Г. П. и др. Материаловедение и технология материалов. -М.: Машиностроение, 2000. -612 с.

Материаловедение / Б.Н. Арзамасов и др. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. – 648 с.



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Перед началом занятий студент должен получить учебно-методическую литературу, рабочую программу, задание на курсовую работу с методическими указаниями по ее выполнению, руководство к выполнению лабораторных работ с методическими указаниями. Ознакомится с рабочей программой и перечнем тем для самостоятельной проработки, подобрать необходимую учебную литературу. После прослушивания курса лекций студент выполняет лабораторные работы.

Перед выполнением лабораторной работы студент изучает методический и наглядный материал, необходимый для выполнения работы, а после выполнения каждой лабораторной работы формулирует основные выводы и положения для закрепления материала. Перед выполнением контрольной работы студенту рекомендуется сделать краткий конспект по разделам учебника согласно рабочей программе и при необходимости посетить консультации для отработки вопросов с преподавателем. После этого студент приступает к самостоятельному выполнению контрольной работы и в необходимых случаях консультируется с преподавателем. Перед сдачей зачета студент должен ответить на вопросы, касающиеся методики выполнения контрольной работы. На зачете по контрольной работе студент должен предъявить преподавателю зачетную карточку и зачетную книжку. При ответах на вопросы на зачете по контрольной работе нужно быть готовым к дополнительным вопросам по теме работы.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

На кафедре «Сопротивление материалов и строительная механика» при преподавании дисциплины «Материаловедение» применяются следующие методы обучения студентов:

- устное изложение учебного материала на лекциях, сопровождаемое
показом и демонстраций макетов, плакатов, применением раздаточного материала;

- проведение лабораторных занятий;

- самостоятельное изучение студентами учебного материала по
рекомендованной литературе согласно программе;

- выполнение индивидуальных контрольных работ студентами.

Выбор методов проведения занятий обусловлен учебными целями, содержанием учебного материала, временем, отводимым на занятия.

На занятиях в тесном сочетании применяется несколько методов, один из которых выступает ведущим. Он определяет построение и вид занятий.

На лекции излагаются лишь основные, имеющие принципиальное значение и наиболее трудные для понимания и усвоения теоретические и практические вопросы.

Теоретические знания, полученные студентами на лекции и при самостоятельном изучении курса по литературным источникам, закрепляются при выполнении лабораторных и контрольной работы.

При выполнении контрольной работы обращается особое внимание на выработку у студентов умения пользоваться нормативной и справочной литературой, грамотно выполнять и оформлять инженерные расчеты и умения отрабатывать отчетные документы в срок и с высоким качеством.

К средствам обучения по данной дисциплине относятся:

- речь преподавателя;

- технические средства обучения: доска, цветные мелки, микроскопы, твердомеры, микрошлифы, инструменты для обработки металлов резанием, тематические материалы к лекции, раздаточный материал по тематике лекции;

- учебники, учебные пособия, справочники, изданные лекции;

Все из указанных средств обучения кафедра имеются на кафедре и используются в настоящее время.

Контрольная работа нацелена на повышение эффективности и практической направленности обучения студентов. Выполнение контрольной работы содержит элементы исследования и способствует выработке навыков в принятии обоснованных инженерно-технических решений.

Контрольной работа проводится для проверки степени усвоения текущего учебного материала.

Задание на контрольную работу сопровождается методическими указаниями.

В часы самостоятельной работы студенты знакомятся с заданием на контрольную работу и изучают рекомендованную учебную литературу.

Учебные вопросы контрольной работы отрабатываются студентами самостоятельно.

Контроль степени усвоения учебного материала студентами проводится методом проверки правильности выполнения индивидуальной контрольной работы.

Контрольная работа может быть оформлена либо письменно на бумажном носителе, либо в электронно-цифровой форме (на диске, флэшносителе). При представлении для рецензирования контрольной работы на электронном носителе (диске, флэшносителе), студент обязан распечатать на бумажном носителе титульный лист установленной формы и приложить к нему (диск, флэшноситель) с содержанием работы. Титульный лист подписывается студентом, на нем производится регистрация работы. На титульном листе преподавателем проставляется отметка о допуске к защите и приводится рецензия контрольной работы.

Все отмеченные рецензентом ошибки должны быть исправлены, а сделанные указания выполнены.

К дифференцированному зачёту по курсу студент допускается только после получения зачёта по контрольной работе.


^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

По дисциплине «Материаловедение» устанавливается следующий порядок проведения аттестации.

При аттестации студентов устанавливаются оценки:

по зачёту по контрольной работе: «зачёт», «незачёт»;

по дифференцированному зачёту по курсу: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»;

Рекомендуемые критерии оценок:

«Отлично» заслуживает студент, показавший глубокий и всесторонний уровень знания дисциплины и умение творчески выполнять задания, предусмотренные программой.

«Хорошо» заслуживает студент, показавший полное знание дисциплины, успешно выполнивший задания, предусмотренные программой.

«Удовлетворительно» заслуживает студент, показавший знание дисциплины в объеме, достаточном для продолжения обучения, справившийся с заданиями, предусмотренными программой.

«Неудовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший значительные пробелы в знании предмета, допустивший принципиальные ошибки при выполнении заданий, предусмотренных программой.

Если студент явился на зачёт и отказался от ответа, то ему проставляется в ведомость «неудовлетворительно».

По окончании ответа на вопросы преподаватель объявляет студенту результаты сдачи зачёта. При удовлетворительном результате в зачетную ведомость, зачетную книжку и зачетно-экзаменационную карточку вносится соответствующая оценка.


^ Вопросы для промежуточного контроля по дисциплине

«Материаловедение»


1. Кристаллическое строение металлов, виды кристаллических решеток и их характеристики

2. Механизм процесса кристаллизации (аллотропия, полиморфизм, кристаллизация чистого железа)

3. Упругая и пластическая деформация (наклеп, зависимость прочности от искажений кристаллической решетки)

4. Сплавы, взаимодействие компонентов в сплавах

5. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов

6. Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов

7. Классификация сталей согласно диаграммы

8. Классификация чугунов согласно диаграммы

9. Классификация сталей в зависимости от содержания вредных примесей

10. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей

11. Стали обыкновенного качества

12. Стали качественные конструкционные

13. Стали высококачественные и особовысококачественные

14. Чугуны (серый, ковкий, высокопрочный), структура и свойства

15. Термическая обработка (виды т. о.), полный отжиг

16. Диффузионный и рекристаллизационный отжиг

17. Закалка

18. Диаграмма изотермического превращения аустенита

19. Прокаливаемость сталей

20. Нормализация

21. Химико-термическая обработка, цементация

22. Химико-термическая обработка, азотирование и цианирование

23. Классификация сталей в зависимости от содержания углерода и легирующих элементов

24. Медь, сплавы меди с цинком

25. Медь. Сплавы меди с оловом и другими элементами

26.Подшипниковые сплавы (баббиты)

27. Алюминий и его сплавы, термическая обработка

28. Деформируемые алюминиевые сплавы, упрочняемые термической обработкой

29. Деформируемые алюминиевые сплавы, не упрочняемые термической обработкой

30. Силумины и другие алюминиевые сплавы для фасонного литья

31. Механические характеристики

32. Условия проведения испытаний металлов на растяжение

33. Диаграммы, полученные при испытании на растяжение

34. Ударная вязкость

35. Характеристики прочности и пластичности

36. Зависимость прочности металлов от количества дефектов в структуре металлов

37. Твердость и способы ее определения, твердость по Бринеллю

38. Твердость и способы ее определения, твердость по Роквелу

39. Превращения в сталях при медленном охлаждении

40. Условия получения мартенсита в углеродистых сталях

41. Классификация полимеров по отношению к нагреву, термопластичные пластмассы

42. Классификация полимеров по отношению к нагреву, термореактивные пластмассы

43. Состав термореактивных пластмасс

44. Отличие термической обработки от химико-термической

45. Получение и свойства резины

46. Пластическая деформация и рекристаллизация в стали
7701438026717381.html
7701488891468923.html
7701529474566935.html
7701584745438858.html
7701644020352131.html