ГЛАВА 5 - Береги свою речь

ГЛАВА 5

^ 1 . Сообщение о том, что кто-то небрежно выполняет заповеди, касающиеся отношений между людьми

Говорить о человеке, что он небрежен в исполнении заповедей, касающихся отношения человека к Создателю, считается лашон-ара. То же самое - упрекать человека в небрежном исполнении заповедей по отношению к ближнему. Даже если рассказчик крайне осторожен в выборе слов и выражений, все равно он произносит лашон-ара.

Предположим, кто-то попросил у другого человека оказать ему услугу или дать денег взаймы. Ему отказывают. Вы являетесь свидетелем сцены, но вам запрещено рассказывать о ней другим. Никакой пользы ваш рассказ не принесет, положения не исправит, так что ваш поступок будет считаться лашон-ара.

Важно знать, что рассказ об этой сцене запрещен не только когда мы сомневаемся в возможностях человека помочь просителю, но даже когда мы уверены, что у него такая возможность безусловно есть. Поэтому, даже если мы расскажем об этом не из желания оклеветать человека, а чтобы сообщить другим правду, мы все равно произнесем лашон-ара

Господин Гинзбург попросил у господина Фейгина небольшую сумму взаймы. Господин Фейгин ответил: "Извините, но у меня нет денег".

Господин Айзенштадт, присутствовавший при этом, прекрасно осведомлен, что Фейгин вполне в состоянии одолжить Гинзбургу эту небольшую сумму. Тем не менее, ему категорически запрещено рассказывать об этом случае другим.

"Поступок Фейгина отвратителен. Когда он, наконец, поймет, что это очень важно - помогать другим?" Здесь нет ни одного слова неправды. Тем не менее, перед нами - лашон-ара.

^ 2. Кто-то отказал вам в услуге

Предположим, наш знакомый по имени Реувен отказался нам помочь. Рассказывая об этом, мы допускаем еще более серьезное нарушение, чем то, когда сообщаем, что он отказался помочь кому-то другому. Даже если нами не движет желание отомстить, мы виновны в том, что нарушили запрет таить зло против кого-то. Сетуя на неотзывчивость и черствость Реувена, мы тем самим показываем свою злопамятность, поскольку прекрасно помним о причиненной нам обиде, - а ведь следовало давно о ней забыть. Но если наша цель - отомстить Реувену, опорочив его в глазах общих знакомых, то мы нарушили запрет на месть.

Моше не любит одалживать людям свои книги, поэтому отказывает в этом абсолютно всем. Возможно, если бы он понимал, что лишает себя возможности выполнить заповедь каждый раз, когда кто-то изучает Тору по его книгам, он поступал бы иначе. Но еще до того, как Моше осознал, что поступает неправильно, Йеуда обратился к нему с просьбой одолжить книгу "Хафец Хаим". Как всегда, Моше категорически отказал ему. Йеуда несколько расстроился, поскольку до этого он всегда с готовностью одалживал свои книги Моше. Если Йеуда расскажет об этом, тем самым он лишний раз подтвердит, что ему остро необходима книга Хафец-Хаима, поскольку он не знаком с законами о лашон-ара. Как же должен поступить Йеуда? Во-первых, не распространять порочащих сведений о Моше. Во-вторых, продолжать как ни в чем не бывало одалживать книги Моше, не упрекая того, что тот поступает по-другому. Короче говоря, Йеуда обязан срочно забыть об отказе Моше.

Если же Йеуда решил рассказать об этом с целью вывести неблагодарного и скупого Моше на чистую воду, он ко всему прочему нарушит запрет на месть.

Расстройству Мирьям нет границ. Через три дня - свадьба у Тойвы. Все девушки их круга месяц назад получили приглашения. Но Мирьям, ее лучшую подругу, почему-то обошли! Забыли или нарочно? Взвинчивая себя, Мирьям сидит и перебирает в памяти все мелкие и крупные услуги, в прошлом оказанные ею в адрес Тойвы. И сердится все сильнее... Приходит Бат-Шева и пытается успокоить подружку: может, приглашение затерялось на почте? Но та не унимается. Нет, тут что-то неслучайно.

Даже если Тойва, готовясь к свадьбе, действительно забыла ее пригласить, Мирьям не имеет права сообщать кому бы то ни было о ее неблагодарности. В свое горе не надо было посвящать даже Бат-Шеву.

^ 3. Недостаток положительных качеств

Очень распространенная форма лашон-ара, которую следует всячески избегать, - говорить о том, что у человека нет какого-либо положительного качества. Вроде ничего страшного, мало ли у кого чего нет. Тем не менее, в иудаизме считается предосудительным и такой вид замечаний. Причем не имеет значения, несет ли человек ответственность за свой недостаток или в этом нет его вины вовсе (например, он не может по какой-то причине себя контролировать в некоторых ситуациях).

^ 4. Дефицит интеллигентности

Многие из нас страдают недостатком интеллигентности. Но сообщать об этом другим людям ("Хаим, знаете ли, далеко не интеллигент") запрещено, даже если это правда. И совсем плохо, когда мы, рассказывая об отсутствии должной культуры и воспитания в каком-то нашем общем знакомом, впадаем в грех преувеличения. Наш рассказ может принести тому человеку непоправимый вред: потерю расположения окружающих, иногда потерю работы и много других неприятностей.

"Посмотрели бы вы, какую глупость вчера совершил Эли!"

Остерегайтесь подобных выражений и эпитетов! Их использование может оказаться непоправимым для вашего духовного здоровья. Вот список слов, разрешенных для обычного использования, но только не в адрес других людей: глупый, неразвитый, идиот, бессмысленный, ненормальный, помешанный, отсталый, неинтеллигентный, тупой, бестолковый, инфантильный, заторможенный, моченый, скучный, слабоумный, ограниченный, посредственный, невежественный, несообразительный... Перечень можете продолжить сами. Согласитесь, насколько люди изобретательны, когда хотят унизить ближнего!

^ 5. Преуменьшение знаний человека о Торе

Многие любят распространять о людях, посвятивших себя изучению Торы, слухи, согласно которым их знания на самом деле далеко не так глубоки и обширны, как об этом говорят другие. (О, человеческая любовь к ниспровержению авторитетов!) Поступать так категорически запрещено, поскольку подобные разговоры могут принести людям реальный вред - например, потерю занимаемого в еврейском мире положения, не говоря о моральном ущербе и пр.

Новый раввин нашей общины не принадлежит к числу людей, знающих Тору в совершенстве, но он - благородный, добрый и благочестивый человек, знаток еврейского закона. К тому же он отлично разбирается в любых житейских ситуациях и всегда может предложить лучшее решение проблемы. Среди прихожан нашей синагоги большими знаниями в области Талмуда выделяется Мордехай. Его знания, пожалуй, более глубоки и обширны, чем у нашего раввина. И вот с недавних пор этот Мордехай, возомнивший о себе Б-г знает что, стал раввина критиковать. Причем, к сожалению, не в личной беседе, а в разговоре с другими людьми. Все знают, что Мордехай умен, и поэтому прислушиваются к его словам. В результате кое-кто стал над нашим раввином посмеиваться. Жуткая история! Чего на самом деле стоит пресловутая ученость Мордехая, если он постоянно совершает грех лашон-ара? Ему придется нести ответственность за весь вред, который он причиняет и нашему раввину, и всем прихожанам, которые слушают его высказывания.

Студент ешивы Исраэль недавно женился. Родственники жены счастливы, что породнились со знатоком Торы. Их счастью положило конец ехидное замечание соседа: "Исраэль учится усердно, однако сообразительностью и острым умом не блещет". Сосед, сам того не осознавая, виновен в грехе произнесения лашон-ара.

Остерегайтесь следующих комментариев в адрес своих ближних: "Кто вам сказал, что Реувен знаток Талмуда?", "Шимона можно назвать глубоким мыслителем весьма условно", "Леви блестяще знает текст Торы? Не смешите меня!", "Йеуда неглупый человек, но не в состоянии придумать ни одной новой концепции" и т.п.

Казалось бы, человек, комментируя подобным образом знания других людей, просто констатирует факт. Ошибка! Все это далеко не так безобидно, как кажется. Такую унижающую оценку (если она правдива) мы имеем право дать кому-то только в том случае, если нашлись желающие учиться у этих людей. И то - крайне осторожно, без преувеличений и излишних эмоций.

Надо каждый раз спрашивать себя: а нужно ли вообще оценивать кого-то вслух? Нельзя ли от оценок воздержаться?

Не стоит спрашивать у других: "Как этот человек учится и учит?" - без крайней на то необходимости, поскольку подобный вопрос легко может спровоцировать произнесение лашон-ара.

^ 6. Лишить человека уважения

Представим себе такую ситуацию. Некий человек пользуется уважением в определенном кругу. Там, где он жил и работал раньше, подобным авторитетом он не пользовался. Случилось так, что его встречает некто, знакомый с ним по давним временам. Узнав о новом положении своего знакомого, тот не имеет права пойти и рассказать другим, что раньше все было по-другому. Его рассказ будет содержать лашон-ара, даже если в нем, заметьте, не будет лжи! Но если он хочет передать информацию с конструктивной целью - например, чтобы не был принят на службу неквалифицированный специалист, - это разрешено при соблюдении определенных условий.

Молодой раввин по фамилии Эпштейн недавно приступил к преподаванию Талмуда в местной дневной школе и быстро снискал доверие и уважение родителей и учеников. Однако некто Клугель, старый знакомый Эпштейна по ешиве, решил высказать свое мнение: "Раньше этот Эпштейн ничего выдающегося из себя не представлял". Клугель виновен в грехе произнесения лашон-ара, даже если его высказывание правдиво.

^ 7.Отрицательная оценка специалиста

В общем случае нельзя говорить о каком-то специалисте, что он не сведущ в своей области. Но если вы хотите предостеречь людей от финансовых потерь, вы имеете право высказаться неодобрительно о профессиональном уровне специалиста. Но и здесь надо соблюсти целый ряд необходимых условий.

^ 8. Разговоры о чьей-то физической слабости

Физическая слабость или физические недостатки человека, как и его болезни - не вина, а беда этого человека. Тем не менее, обсуждать физические недостатки окружающих запрещено, поскольку такое обсуждение может их обидеть или принести прямой вред - например, помешать им устроиться на работу или вступить в брак и т.д.

^ 9. Разговоры о чьей-то бедности

Некий человек стеснен в средствах, у него серьезные финансовые проблемы. Говорить об этом, как правило, запрещено, так как может создать этому человеку дополнительные трудности - например, помешать сделать покупку в кредит или получить заем. Впрочем, многое зависит от обстоятельств.

Также запрещено говорить о том, что некто, живущий на помощь других частных лиц или на благотворительные пожертвования, не так уж и беден, как многие думают, а потому помощь получает незаслуженно.

^ 10. Утверждение, которое становится лашон-ара в определенном контексте

Порой можно только изумиться многозначности человеческого языка. Одно и то же утверждение может выглядеть похвалой, когда его произносят в адрес одного человека, и осуждением, когда говорят о другом. Подчас определить, содержит ли некое замечание лашон-ара, можно лишь в зависимости от контекста высказывания.

Нельзя сказать в свое оправдание: "Лично я ничего бы не имел против, если бы такое сказали обо мне. Пусть говорят сколько угодно! Если бы я учинил то, что сделал такой-то, то пусть говорят обо мне, как я говорю о нем! За что же меня упрекают в злословии?"

Тут значим только один критерий: если человек обижен и унижен нашим замечанием, если своими словами в его адрес мы нанесли ему определенный вред - на нас лежит вина произнесения лашон-ара.

Боря и Лева - родные братья, но их жизненные пути различны, да и характерами они друг на друга не похожи. Боря тяжело работает с утра до вечера и с трудом сводит концы с концами, однако выкраивает каждый вечер несколько часов на изучение Торы. Лева моложе, у него нет семьи, и он учится в ешиве, где занимается целый день, но каждую свободную минуту он предпочитает тратить на пустые развлечения.

Люди говорят о Боре: "Он изучает Тору три часа в день", - и это очень высокая оценка, так как все знают о его проблемах. Но если кто-то скажет то же самое о Леве, ничего не комментируя и не прибавляя, - он произнесет лашон-ара. Ведь Лева на самом деле обязан посвящать учению намного больше времени.

В американской общине строят новую микву. Мистер Левин и мистер Сегал пожертвовали каждый по триста долларов. При этом мистер Левин учится в колеле и с трудом содержит семью. Для него триста долларов - огромная сумма, которую он с трудом выкроил из скудного бюджета.

Мистер Сегал - типичный миллионер и мог бы пожертвовать значительно больше. Безусловно, можно и нужно упомянуть о щедрости и бескорыстии мистера Левина. Но человек, сказавший: "Мистер Сегал пожертвовал триста долларов", - произнесет лашон-ара, так как таким образом он упрекнет состоятельного человека в скупости.

^ 11. Злословие о товарах

Допустим, вам не понравилось качество и ассортимент товаров в неком магазине. Другим людям говорить об этом запрещено, особенно если торговец является вашим конкурентом. Вы можете выразить свое недовольство качеством или ассортиментом лишь с конкретной целью предотвратить обман.

Этель Львовна покупает яблоки. "Б-же мой, какая дороговизна!" - говорит она. "Да, жизнь становится дороже день ото дня", - соглашается продавец по фамилии Айзман. "Однако в магазине Бейлиса, что напротив, цены гораздо ниже. Почему это?" - "Да что вы сравниваете качество его полусгнившего и залежалого мусора с моими свежими, сочными и отборными фруктами?"

Продавец, безусловно, произнес лашон-ара. Он может сколько душе угодно превозносить качество своего товара, но не критиковать продукцию конкурента.

^ 12. Двое или более людей произносят один и тот же лашон-ара

Как одному человеку нельзя произносить лашон-ара, так нельзя это делать и двум сразу. Более того, двое совершают грех более серьезный, чем один, поскольку слушатели более доверчивы к тому, что исходит от нескольких людей, нежели от одного. Срабатывает механизм убеждения. Причем неважно, говорят оба одновременно или один повторяет за другим через некоторое время. Во всех случаях второй виноват не меньше первого - даже если он не добавляет ни одного слова к рассказу первого нарушителя. Повторение может только углубить и обострить неблагоприятное впечатление у слушателей.

Отметим еще одно обстоятельство. То, что два человека не могут передать другим о третьем человеке, они не могут сделать предметом обсуждения между собой. Пусть они видели одну и ту же сцену. Добавить к тому, что видел каждый из них, они не могут. Но вероятность того, что их обсуждение обернется рядом высказываний, позорящих честь третьего лица, очень велика.

Наш знакомый, которого зовут Лёня, известен своим эгоизмом и отсутствием чуткости. Аркадий делится с Ильей: "Лёня никогда не думает ни о ком, кроме своей драгоценной персоны". В беседу вступает Григорий, тоже пострадавший от эгоизма Лёни. Он говорит Илье, что готов подписаться под словами Аркадия, и добавляет от себя: "Поверь, никогда не встречал более неприятную личность".

Заметьте, Григорий не сообщил Илье ничего нового, но, тем не менее, он виновен в произнесении лашон-ара.

Маленькая Рохл мучается у классной доски. Учительница задала ей вопрос, но она, судя по всему, плохо подготовила урок и не знает, что отвечать. "Ну разве не дура?" - шепчет Наоми своей соседке по парте Мире.

Мира все видит не хуже Наоми. Последняя не имеет права делать подобный комментарий в адрес бедной Рохл.

 

ГЛАВА 6

^ 1. Не слушайте лашон-ара

Тора запрещает слушать лашон-ара, даже если слушатель не доверяет тому, о чем ему рассказывают.

Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"

Стоит ли уточнять, что Александр нарушает закон, слушая лашон-ара? Ведь, кроме запрета "не верь злым словам", есть запрет "не слушай их"!

Если ваш собеседник начинает беседу с фразы: "Послушайте, какую интересную вещь я только что узнал о таком-то!" - постарайтесь под благовидным предлогом покинуть его как можно скорее. Почти наверняка его рассказ будет наполнен сплетнями и злословием, которые вам придется выслушать, если вы вовремя не ретируетесь.

В старости у Хафец-Хаима притупился слух. Рабби Меир Шапиро, знаменитый глава "Ешивы Люблинских мудрецов", однажды сказал ему:

"Рабби, почему бы вам не сходить к врачу? Может быть, он сможет вам помочь?"

"С Б-жьей помощью, до сих пор я воздерживался от того, чтобы сказать лашон-ара, - ответил мудрец. - Но слышать или не слышать злословие - тут мы зависим не столько от себя, сколько от других. Если кто-то хочет сказать мне что-то необходимое, он повысит голос. Но никто не станет кричать лашон-ара мне в ухо".

^ 2. Не верьте злословию

Вы всеми силами стремитесь не слушать лашон-ара. Однако, иногда так случается, вы его слышите против своей воли. Не всегда можно встать и уйти, покинув собеседника. Но даже если вы случайно услышали злословие - не верьте ни одному слову! Не меняйте своего мнения о человеке на основании услышанного о нем лашон-ара. Ни при каких обстоятельствах не нарушайте запрета верить лашон-ара. Даже если вслух вы не выразите свое согласие, но в душе поверите злословию - вы нарушите запрет. Тем более запрещено соглашаться с говорящим, иначе на вас сразу ляжет двойная вина - верить лашон-ара и произносить его.

"У нас в лаборатории появился новый аспирант по фамилии Розенбахер. Глупый и пустой человек", - сказал доцент Шидловский в беседе с доцентом Ойфманом. Доцент Ойфман не должен этому верить.

Рути упомянула в присутствии Элишевы, что Шошана тщеславна. Элишева была вынуждена выслушать это, настолько все произошло неожиданно. Но верить сказанному она не имеет права.

"Дани внешне выглядит очень щедрым, но это показуха. Он дает большие пожертвования исключительно потому, что хочет добиться всеобщего уважения". Такую характеристику, данную Элазаром, слышит Велвл. Его прежнее мнение о Дани как о щедром и бескорыстном человеке не должно измениться. Стоит ему согласиться с Элазаром, даже ничего не добавляя от себя, - как он сразу же совершит двойной грех.

^ 3. Принятие факта, но не принятие его негативного смысла

Факты - вещь упрямая; порой не согласиться с ними просто невозможно.

Однако, поверив не слишком лестной информации о ком-либо, мы должны истолковать ее так, чтобы она утратила свой негативный смысл. Всегда пытайтесь найти оправдание тому, о ком говорят.

Допустим, нам сообщают некие порочащие факты про другого человека. Вот примеры оправдывающих моментов, которые могли иметь место в действительности:

а) ситуация была такой, что совершенное действие можно считать разрешенным;

б) поступок был совершен нечаянно;

в) человек не осознавал, что нарушает запрет;

г) вероятно, высказывание процитировали из чужого сообщения, вырвав его из контекста, поэтому оно приобрело дурной смысл.

Но если оправдание найти невозможно, следует признать, что говорящий либо ошибается, либо говорит неправду.

Уже в начале беседы госпожа Сара Пресс пыталась остановить свою подругу Рахель Виленскую и хоть как-то прервать поток ее слов - но куда там! Со свойственным ей напором та поведала Саре, что Леечка Ружинская на ее глазах нарушила кашрут, употребив в пищу запрещенный продукт. Саре Пресс трудно поверить, что Рахель говорит неправду. Однако если она поверит ее словам, то нарушит запрет верить лашон-ара. Поэтому Сара может признать, что Леечка действительно нарушила кашрут, но при этом должна быть уверена в том, что та совершила проступок неумышленно, по неведению, - быть может, ее обманули, уверив в кашерности покупки...

4. Выслушивание лашон-ара в случае, когда спрашивающий нуждается в информации

Человек имеет право слушать высказывание другого человека о третьем, если он нуждается в объективной информации по важному для себя вопросу (например, в случае вступления в компаньоны или при устройстве брака). Но при этом он должен помнить, что запрещено принимать порочащие чужую честь слова за полную и несомненную правду. Полученную информацию он может использовать в своем деле по усмотрению - с осторожностью, но не делая вне того дела никаких других выводов.

Также человек может выслушать неприятные слова о своем ближнем, чтобы попытаться воздействовать на того в лучшую сторону (например, когда говорят о каком-то неприятном происшествии, в котором участвовал его знакомый, показавший себя не самым лучшим образом). Но и тогда нельзя считать сказанное абсолютной правдой. Это не что иное, как предостережение ("смотри, не спеши с ним породниться, проверь еще раз", "он хороший человек, но испытай его деловые качества", "поговори с ним и объясни, что так поступать нельзя, он тебя послушает").

Йося Рубин искал напарника для съема квартиры. Друзья указали ему на Марка Штерна. Йося стал расспрашивать тех, кто имел опыт общения с Марком. Оказалось, что опыт общения у них отрицательный. Йося Рубин стал искать другого кандидата.

Наш Рубин не имеет право считать, что все, что он услышал о Марке Штерне, безусловная правда. Но отказать тому в компаньонстве, чтобы избежать лишних душевных и финансовых потерь, он может.

^ 5. Ограничения к предыдущему пункту

Иногда случается, что у нас появляется острая необходимость выслушать неблагоприятную информацию о ком-то. Мы имеем право выслушать ее только при соблюдении следующих условий:

а) Тот, кто нам эту информацию дает, должен руководствоваться соображениями необходимости, но без эмоций и привнесения личного момента. Если он говорит не для пользы дела, а в силу своего чувства неприязненности по отношению к тому человеку, то мы рискуем нарушить еще один запрет: "Не ставь препятствия перед слепым". Ибо мы толкаем человека на оговор того, кого он не любит.

б) Мы не нарушили запрета, если услышали злословие, которое началось до того, как мы присоединились к группе разговаривающих. Ведь разговор начался не по нашей инициативе! (И все равно, лучше в таких разговорах не участвовать даже пассивной стороной.)

^ 6. Как поступать, если кто-то хочет сообщить нам лашон-ара

Итак, слушать лашон-ара запрещено. Но предположим, нам почему-то непременно хотят сообщить злые слова о другом человеке. Возможно даже, что мы не знаем изначально, будет ли в результате разговора какая-то практическая польза (которая позволила бы нам выслушать подобного рода речь). В таком случае мы должны прежде всего вежливо выяснить у говорящего: необходима ли нам информация, которую он собирается нам сообщить? Для чего необходима? Сможет ли она уберечь нас или кого-то другого от убытков, обмана и прочих неприятных вещей? Сможем ли мы помочь кому-нибудь стать лучше?

Если наш собеседник признает, что информация необходима и важна, его можно слушать - однако не принимая то, что он говорит, за непреложную истину. На основании сказанного мы имеем право быть осторожными - но не более того.

Если же из его ответа следует, что он хочет просто поболтать, "сотрясти воздух" (пусть даже пытаясь уверить нас и себя, что это не так), нам его слушать категорически запрещено.

Умение выяснить все это требует с нашей стороны опыта и такта. Надо уметь разговаривать с людьми, знать человеческую натуру. Если наш собеседник скромен, он в подавляющем большинстве случаев скажет: "Извините, вы правы, я ничего особенно важного сообщить не собирался". Человек с противоположным характером бросится доказывать, что его информация имеет жизненно важное значение. Поэтому будьте осторожны!

"Ты знаешь, Хаим из соседнего двора..." - начал говорить Веня Изику.

Но Изик резко остановил приятеля: "Знаешь, мне кажется, лучше оставить эту тему о Хаиме. Если, конечно, ты не считаешь, что мне действительно необходимо что-то о нем знать".

"Честно сказать, я сомневаюсь, - признался Веня. - Мне показалось, а вдруг тебе это пригодится в будущем".

И если Веня, не будучи уверенным в необходимости разговора, все-таки его продолжает, Изик должен либо направить беседу в другое русло, либо извиниться и уйти.

^ 7. Вредно внимать злословию

Случается, что человек не верит злым рассказам, которыми окружающие пытаются загрязнить его сознание. Но что можно поделать против злых языков? Наш мученик стоит и героически молчит, пока на него выливают ушат злословия, мечтая про себя, когда наконец говорящий умолкнет. Но тот, видя, что ему внимают, продолжает произносить лашон-ара, и конца этой неприятной беседе не видно. Надо иметь мужество осадить рассказчика, резко сказав ему, что его речи никто слушать не хочет, что у слушателей нет желания слушать о том, чего они сами не видели, или хотя бы показать своим лицом, жестом, мимикой, что вам неприятна эта ситуация, что вы испытываете неудовольствие и что пора прекратить злословие. Иногда людям надо дать понять, что, клевеща на других, они позорят в первую очередь себя.

^ 8. Слушать с целью оправдать

Если вы можете вступить в спор с тем, кто произносит лашон-ара, и отстоять достоинство человека, которого при вас поливают черной краской, вы тем самым выполните важную заповедь. Для этого иногда надо выслушать всю историю до конца - чтобы затем опровергнуть ее, вернув человеку поруганное достоинство.

Оправдать человека, вступиться за него - лучшее, что можно сделать, если вы случайно услышали лашон-ара. Однако, если говорящий относится к тому типу людей, которые терпеть не могут возражений, если ваша попытка защитить объект его рассказа может вызвать с его стороны лишь еще больший приступ желания опорочить того человека, - лучше смолчать. Но если при рассказе, кроме вас, присутствуют другие люди, то, по крайней мере, попытайтесь обелить пострадавшего от наговора, после того как рассказчик удалится.

Нехама очень устала, занимаясь домашней предпасхальной уборкой несколько дней кряду. Она надеялась, что свекровь придет и поможет ей, но та была занята своим хозяйством и давала советы только по телефону. Поэтому Нехама решила пожаловаться на свою несчастную жизнь подруге Эстер, зашедшей к ней вечером. Первым побуждением Эстер было распрощаться и уйти, чтобы не слушать лашон-ара. Однако она вовремя сообразила, что сможет объяснить Нехаме ее заблуждение.

Внимательно выслушав подругу, Эстер сказала: "Милая Нехама, ты ведь сама недавно рассказывала, что твоя свекровь месяц назад тяжело болела. Кроме того, я уверена, у нее самой масса работы, и в ее возрасте непросто помогать еще и другим".

Будучи по своей натуре доброй и благоразумной женщиной, Нехама согласилась с Эстер и пожалела о своих упреках в адрес свекрови.

^ 9. Успокойте произносящего лашон-ара

Существует еще один случай, когда выслушивание злословия оборачивается выполнением заповеди. Касается он ситуации, когда говорящий обижен и ему хочется поделиться с другими своим горем. Кто-то его задел, уязвил его самолюбие, нагрубил; он жаждет высказать все, что у него наболело на душе, ему надо выплеснуться - и тогда ему станет легче. Он выбрал вас. Вы - его поверенный, которому он решил доверить свою тайну. Другим он не доверяет. В одном вас он ищет поддержки. Только перед вами изольет печаль сердца и не станет ничего рассказывать другим. (А эти другие, заметьте, могут ему поверить?) Не подводите его - выслушайте и успокойте. Но без нравоучений - по крайней мере, пока обида в нем не прошла, не успокоилась.

Важное условие: никому не передавайте то, что вы от него услышали. И еще одно условие, может быть, главнее первого: вы ни в коем случае не должны верить в то, что только что услышали!

Не успел Шехтер войти на улицу, как был схвачен за пуговицу Полонским, который находился в состоянии крайнего возбуждения: "Если бы ты видел, что со мной только что сделал этот Шнайдер..."

Шехтер видит, что Полонский очень взволнован, но, стоит ему "выпустить пар", как он тут же вернется к своему обычному добродушному состоянию. Шехтер поступит абсолютно правильно, если выслушает Полонского до конца и постарается его утешить, но он должен проигнорировать все, что услышит про Шнайдера.

^ 10. Упрекните злословящего

Представьте себе картину: вы оказались в компании, которая оживленно злословит. Что делать? Знайте: вы обязаны упрекнуть их, пристыдить если можно; остановить. Нельзя только - смолчать. Не забывайте: если вы смолчите, то станете соучастником в их грехе!

Две подруги, госпожа Сойфер и госпожа Кауфман, устанавливали киоски для благотворительного базара во дворе школы. Время перевалило за полночь, а они все еще трудились. Уставших женщин поддерживала мысль о том, что они бескорыстно трудятся на благо общины. Вдруг госпожа Сойфер вспомнила что-то неприятное об их общей знакомой госпоже Гласс. Но уже после первых двух слов ее прервала госпожа Кауфман: "Мы с вами выполняем важную заповедь, пытаясь помочь людям. Так давайте не будем омрачать эту заповедь грехом произнесения лашон-ара"... Как вы думаете, что ответила госпожа Сойфер? Она сказала: "Благодарю вас. От усталости я почти перестала соображать, что говорю. Если бы все поступали, как вы, насколько меньше звучало бы на земле злословия!"

^ 11. На ваш упрек не обращают внимания

Новая картина: окружающие наперебой произносят лашон-ара, как бы состязаясь друг с другом. Вы уверены в том, что они не прореагируют на ваши упреки. Тем не менее, вы обязаны предостеречь их! Иначе ваше молчание будет воспринято как знак согласия. Поэтому вы обязаны попытаться защитить человека, даже если знаете, что ваша попытка окажется тщетной.

Считается, что для человека, совершившего грех, лучше об этом не знать. Потому что наказание за осознанное нарушение выше того, что полагается за проступок, совершенный по незнанию. Но в нашем случае это положение неприменимо: запрет произносить лашон-ара в Торе изложен ясно и четко.

Раввин Г., авторитетный ученый и известный талмудист, стоял в очереди на посадку в самолет. Продвигалась очередь медленно, и люди, стоявшие за ним, принялись, от нечего делать, высмеивать других. Раввину Г. их поведение показалось настолько отвратительным, что он было решил пресечь их разговоры. Но потом подумал, что, скорее всего, они его не послушают, а потому продолжал стоять и молча терпеть. Вдруг его фамилия прозвучала по местному вещанию: администрация просила пассажира Г. подойти к стойке регистрации для оформления какого-то талона. Облегченно вздохнув, раввин выскочил из очереди. Как только он удалился, один из стоявших заметил: "Не думаю, что мы вели себя достойно. Но страшного, скорее всего, ничего не произошло. Уважаемый раввин Г. стоял рядом с нами и ни разу не сделал замечания".

12. Уйдите!

В вашем присутствии раздраженный, озлобленный человек поливает кого-то грязью. Вы твердо знаете, что в ответ на ваш упрек он разойдется еще больше. Поэтому можете воздержаться от упрека! Но как тогда оградить себя от нарушения запрета? Решение проблемы: просто уйдите.

Свадебный обед. За одним из столов сидит Володя Крупник, а рядом с ним, так получилось, - люди, крайне невоздержанные на язык. Сыплются сплетни, обидные шутки, злословье. Володя Крупник младше присутствующих, его упреки в таком обществе покажутся просто смешными. Поэтому он берет свою тарелку и незаметно пересаживается за другой стол.

Раечка Кацнельсон переехала в новый район. Будучи общительной и приветливой от природы, Раечка перезнакомилась со всеми. Случайно встретив на автобусной остановке Эсфирь Моисеевну, она спрашивает у нее: "Я обратила внимание, что в вашем присутствии никто не сплетничает и не злословит? Поделитесь со мной своим секретом".

"Никакого секрета нет, - добродушно улыбается Эсфирь Моисеевна. - Когда я слышу лашон-ара, то смеюсь и затыкаю пальцем правой руки правое ухо, а пальцем левой руки - левое. И почему-то у говорящего моментально пропадает охота говорить со мной о других людях. Может быть, потому что я ничего не слышу?"

^ 13. Когда слушать лашон-ара все же приходится

Злословие в нашей жизни вездесуще. Предположим, сложилась ситуация, когда вам, с одной стороны, некуда уйти от произносящих лашон-ара, а с другой стороны, нельзя демонстративно заткнуть уши. Не унывайте - есть выход. Попытайтесь выполнить три условия, изложенные ниже, и тогда вы не преступите запрещения слышать лашон-ара:

а) примите твердое решение ни за что не верить тому, что слышите;

б) попытайтесь ощутить досаду по поводу того, что вам приходится выслушивать;

в) не выражайте внешне своего согласия с говорящими; и во всех случаях, если возможно, выразите свое неудовольствие вслух или хотя бы при помощи мимики.

Маршрутное такси въехало в длинный туннель. Теперь как минимум пять минут не будет остановок.

Два господина на заднем сиденье злословят, не переставая. Беня Фишер хотел было попросить их сменить тему, но, посмотрев на их лица, понял, что скорее всего получит резкий отпор. Мужества заткнуть уши у него тоже нет - ведь они или обидятся, или сочтут за дурачка. Выйти из такси невозможно. Что делать? Беня Фишер начинает монотонно говорить про себя: "Я не верю ни одному их слову. Мне противно их поведение. Я надеюсь, что в зеркале водителя они видят мои брезгливые гримасы..."

^ 14. Не слушайте злословие умышленно

В предыдущем пункте рассказывалось о крайнем средстве в ситуации, когда не в наших силах избежать прекращения чужого злословия. Но если есть малейшая возможность избежать опасности и мы этой возможностью пренебрегаем (например, можно выйти, но почему-то не выходим), то мы виновны в нарушении того, чему учат мудрецы. Ибо, даже если мы не верим злословящим и не принимаем участия в их разговоре, надо срочно покинуть их компанию. Нельзя присоединяться к людям даже тогда, когда они не начали произносить лашон-ара, но нам отлично известно, что через несколько минут они приступят к своему любимому занятию - злословию.

^ 15. Слушатель знаком с рассказом, но от него скрыт унижающий кого-то смысл происшедшего

Предположим, мы знаем о некотором эпизоде, в котором участвовал наш знакомый. Ничего постыдного для него в той истории мы не находим. И вдруг мы слышим тот же рассказ от кого-то другого, но в версии, согласно которой выходит, что наш знакомый вел себя неправильно. Если, выслушав рассказ, мы примем новую интерпретацию - во вред тому, о ком говорят, мы нарушим сразу две заповеди: запрет на лашон-ара и заповедь "Справедливо суди своего ближнего".

Блюменталь не посещает занятия по Талмуду уже в течение недели. Его товарищ Каминский полагает, что тот заболел. Но другой их товарищ, Вернер, уверен, что Блюменталь просто ленив. Если Каминский поверит Вернеру, то он не только выслушает лашон-ара, что запрещено, но и нарушит заповедь: "Справедливо суди своего ближнего".

^ 16. Не верьте злым рассказам о богобоязненном человеке

Злословить в адрес благочестивого человека - еще более серьезное нарушение, чем если бы речь шла об обычном еврее, соблюдающем заповеди.

Мистер Соломон проиграл дело в раввинском суде. Он расстроен и даже несколько обижен на "этих ученых раввинов" за их решение. Вечером к нему заходит его старый знакомый, мистер Абрамсон.

Что делать мистеру Абрамсону, если с первых минут встречи мистер Соломон начинает жаловаться на раввинов?

Он имеет право выслушать и утешить мистера Соломона, но ни в коем случае не должен поддакивать обиженному. Поэтому он говорит так: "Вы же знаете, дорогой мистер Соломон, наши судьи - эксперты в законах Талмуда. Когда вы успокоитесь и возьмете себя в руки, вы увидите их правоту".

Это хороший ответ, если он на самом деле поможет другу успокоиться. Но ни в коем случае нельзя говорить: "Вы совершенно правы. Мне тоже кажется, что вы должны были выиграть дело. Эти бестолковые судьи сами не знают, о чем говорят; их решение неверно".

Такие слова - не утешение, а самое настоящее злословие в адрес ученых и благочестивых людей. Даже если мистер Абрамсон полагает, что судьи неправы, он прежде всего должен связаться с ними - без участия мистера Соломона, - чтобы конкретнее выяснить обстоятельства дела.

^ 17. Общее правило: не слушать и не верить злословию

Заявление, которое запрещено распространять, из-за того что оно содержит лашон-ара, запрещено слушать, а если мы невольно его услышали, то и верить ему.

Под запрет попадают заявления о неправильных действиях окружающих и отрицательных чертах их характеров, об отсутствии у них интеллигентности, о нехороших чертах их родителей и т.п..

Не имеет значения, в каком виде злословие распространяется - устно или письменно, знаками или намеками, - зло всегда разнообразно, а наказание неотвратимо.

^ 18. Будьте осторожны!

Вы общаетесь с человеком, о котором слышали (против своей воли) дурные слова. Само собой разумеется, вы не поверили злословию. Но вы должны быть осторожными, чтобы предохранить себя от возможных потерь.

Помните: человек, о котором говорят дурно, имеет презумпцию невиновности (на иврите - хезкат кашрут). Вы не имеете права подвергать его серьезным сомнениям до тех пор, пока его вина не будет доказана. Нельзя уважать его меньше, чем ранее, из-за того что кто-то о нем что-то сказал. Также нельзя приводить его в замешательство, намекая на услышанное вами.

^ 19. Не верьте, что человек стал отступником

Прошел слух, что некий еврей вышел из общины, прекратив соблюдать заповеди, - словом, не дай Б-г, стал отступником ("вышел из общности своего народа").

До тех пор пока мы полностью не убедимся, что, к несчастью, эти рассказы оказались правдой, нам надо относиться к тому человеку как к порядочному еврею, соблюдающему заповеди: оказывать ему помощь и т.д.

^ 20. Нуждается ли человек в милостыне?

Допустим, нас поставили в известность, что человек, получающий цдаку (милостыню), в действительности вполне обеспечен. Пока мы не убедимся в истинности этих слов, надо продолжать давать ему цдаку.

^ 21. Что делать человеку, поверившему злословию?

Предположим, мы не только выслушали злословие о ком-то, но и поверили ему. Мы в замешательстве и хотим исправить свою ошибку. Как поступить?

а) Принять решение в дальнейшем не верить тому, что мы уже услышали.

б) Взять на себя обязательство никогда больше не слушать и не верить злословию.

в) Признать свой грех перед Всевышним.

Если мы никому не передали услышанный нами лашон-ара, то не надо просить прощения у того, кого оговорили. Но если мы успели поделиться с кем-то третьим плохими словами, то надо пойти и попытаться убедить этого третьего в том, что мы ошиблись. Иначе дурная молва распространится дальше - и придется просить прощения у того, кого оговорили.

 


7772903181409247.html
7772995327556677.html
7773035796439490.html
7773149462338969.html
7773292359854354.html